У Виктора Вексельберга не нашлось средств на ремонт протекающих труб в Саратове

У Виктора Вексельберга не нашлось средств на ремонт протекающих труб в Саратове
У Виктора Вексельберга не нашлось средств на ремонт протекающих труб в Саратове
В Саратовской области срывается подготовка к зиме: местные власти сообщают, что монополист «Т Плюс», контролируемый миллиардером Виктором Вексельбергом, не успевает закончить ремонт сетей к началу отопительного сезона.

Правоохранительные органы вот-вот могут начать проверки в компании, правда, избежать будущих аварий вряд ли удастся.

Обращение в правоохранительные органы для проверки деятельности ПАО «Т Плюс» на днях направил зампред правительства Саратовской области Сергей Соколов. В своем телеграм-канале чиновник отметил, что на некоторых магистралях в регионе компания до сих пор не завершила вскрышные работы и не закончила реконструкцию сетей. 

«Продолжающиеся вскрышные работы создают напряженную транспортную обстановку в областном центре. Кроме того, промедление энергетиков может негативно повлиять на получение паспортов готовности к отопсезону, а этого допустить нельзя!» – отметил Сергей Соколов.

Впрочем, проблемы на сетях у «Т Плюс» в том же Саратове случаются уже не первый раз. В других регионах, где компания также является монополистом в области производства и поставки коммунальных ресурсов, прошлой зимой случались многочисленные аварии.

При этом в холдинг Виктора Вексельберга не забывает регулярно повышать тарифы и придумывают запутанные схемы с распределением сетей на различные фирмы, о которых мы расскажем далее.

Денег нет, прибыль – есть

В прошлом году отопительный сезон в Саратовской области оказался особенно скандальным. «Т Плюс» допустило рекордное число аварий и прорывов на сетях – около 500 в одном только Саратове. По сравнению с показателями предыдущего года количество аварий выросло на 20%. Самыми крупные ЧП случились на двух ТЭЦ, из-за которых прошлой зимой без тепла осталось более 800 домов. Эксперты опасаются, что этой зимой ситуация может повториться.

Отметим, что ПАО «Т Плюс» фактически контролирует в регионе всю инфраструктуру ЖКХ: на правах собственности компании принадлежат все основные теплогенерирующие объекты и магистральные сети в Саратове, Энгельсе и Балаково. Также центральный тепловой пункт и внутриквартальные сети находятся у «Т Плюс» в концессии.

О последней, кстати, следует сказать особо. Согласно договору, до 2043 года «Т Плюс» должно вложить в саратовскую инфраструктуру ЖКХ 12 млрд рублей. Это примерно 500 млн рублей в год. Однако, в начале года региональный Минстрой представил свою арифметику. Для решения проблем на сетях требуется примерно 15 млрд рублей, из которых 6 млрд надо потратить на текущий ремонт.

Уместно предположить, что даже если «Т Плюс» будет исправно выполнять заложенные в концессионном соглашении обязательства, залатать уже имеющиеся дыры все равно не получится.

Дырявые трубы – беда не только для потребителей, но и для самой «Т Плюс». Так, например, ненормативные потери на сетях, которые ложатся убытком на компанию, еще в 2022 году составили 275 тыс Гкал. Это, по подсчетам экспертов, примерно 680 млн рублей убытков. Но у Виктора Вексельберга, похоже, своя экономика.

«ПАО «Т Плюс» – убыточная организация! Звучит смешно, правда? Речь идет о Саратовском филиале компании. Об убыточности заявил его руководитель Сергей Анташев.

На совещании вобластной Думе обсуждали экономику крупнейшей теплоснабжающей организации в регионе. Как выяснилось, по итогам 2022 года она получила чистую прибыль в размере 14 млрд рублей», – отмечал председатель комитета ЖКХ Саратовской областной Думы Александр Бурмак.

Явно не бедствует не только саратовский филиал. Выручка ПАО «Т Плюс», по данным финансовой отчетности по РСБУ по итогам 2023 года, увеличилась на 9,8%, составив 293,16 млрд рублей. Чистая прибыль снизилась на незначительные 1,8%, составив 13,7 миллиардов.

Но при этом денег на заделывание дыр в трубах у г-на Вексельберга, похоже, все равно не нашлось.

Вместо ремонта – судебные тяжбы

Саратовский кейс «Т Плюс» отнюдь не уникален. Беда с коммунальной инфраструктурой случилась и в Свердловской области. Летом прошлого года «Т Плюс», по сути, провалила ремонт сетей в регионе.

Ремонт должен был выполнить подрядчик компании – некое ООО «СК Интех». Однако вместо новеньких труб появилось судебное разбирательства.

Свердловский актив «Т Плюс» – «Екатеринбургская теплосетевая компания» («ЕТК») требовала от «СК Интех» в суде 150 млн рублей – неустойку и ущерб от сорванных работ по реконструкции и модернизации сетей в рамках подготовки к отопительному сезону 2022-2023 годов.

Всего у «ЕТК» с этим подрядчиком было заключено восемь договоров на сумму более 400 млн рублей. Но оказалось, что по некоторым контрактам «СК Интех» к работам даже не приступала

В этой истории обращает на себя внимание странный подход к выбору подрядчика.

ООО «СК Интех» – небольшая компания, зарегистрированная в мае 2019 года. Причем, до 2021 года какой-либо масштабной деятельности она вообще не вела. Каким образом, сразу восемь столь крупных контрактов по модернизации коммунальных сетей отошли такой фирме, загадка.

И вот еще одна странность: во время уже начавшегося судебного разбирательства по иску «ЕТК», встречные требования на сумму 158 млн рублей выдвинуло само ООО «СК Интех». Подрядчик утверждал, что «ЕТК» уклоняется от выплат по контрактам.

Сегодня «СК Интех» находится в процессе банкротства.

Игра с «матрешкой»

У сотрудничества столь крупного игрока рынка, как «Т Плюс», с мелкими компаниями, конечно, есть свои резоны. Ярким примером тому может служить история, случившаяся в Пермском крае еще в 2017 году. Местное УФАС раскрыло схему так называемой матрешки: крупный поставщики коммунальных ресурсов намеренно создают фирмы-прокладки, что позволяет им повышать тарифы.

Как установило антимонопольное ведомство, «Волжская ТГК» (сейчас – «Т Плюс») и ООО «Пермская сетевая компания» (позднее также вошедшая в группу Виктора Вексельберга) создали ООО с говорящим названием «Т Плюс новые решения» (ТНР). Суть «нового решения» заключалась в том, что в системе теплоснабжения появлялся посредник, которому его же создатели выделили имущество – сеть теплоснабжения и 60 центральных тепловых пунктов.

После этого «ТНР» передало «Волжской ТГК» и «Пермской сетевой компании» имущество, которое от них же и получило, но уже на правах аренды.

Доказать в судах, что компания-посредник была включена в систему теплоснабжения незаконно удалось только спустя несколько лет – в 2019 году Арбитражный суд Уральского округа подтвердил правомерность позиции Пермского УФАС.

Кстати, незаконный посредник принес своим создателям неплохую прибыль: тариф на тепло был завышен на 56,6%, из-за чего пострадали как минимум 8 тысяч жителей Закамска. Общая сумма штрафов, определенная антимонопольным ведомством, тогда составила 41,1 млн рублей.

Учитывая сверхприбыли того же ПАО «Т Плюс», штраф не выглядит таким уж значительным. А значит, можно предположить, что схема с «матрешкой» может использоваться и дальше.

Не исключено, что фирмы-подрядчики, спешно банкротящиеся после сорванных контрактов на ремонт сетей – это лишь одна из разновидностей все той же «матрешки». Но вспомнят ли об этом правоохранительные органы, если зимой в регионах начнутся крупные коммунальные аварии?

compromat.group

Ярослав Фокин

Распечатать